Многие не знают, кто такой логопед – врач или учитель, и чем он занимается. При слове «логопед» у многих сразу возникают в голове комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». Помните, образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции»? Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

Логопедия – это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания

Очень часто встречаются родители, которых беспокоит отсутствие звука Р у ребенка в младшем дошкольном возрасте (3-4 года).

Логопед в Красноярске

Перед тем, как овладеть произношением этого звука, ребенку необходимо усвоить всю фонетическую систему родного языка.

Нормы овладения фонетической системой родного языка в различные возрастные периоды.

У детей в 3-4 года, как правило, должно быть сформировано четкое произношение гласных звуков и согласных звуков раннего онтогенеза: [м-м’], [н-н’], [п-п’], [т-т’], [ф-ф’], [в-в’], [б-б’], [к-к’], [г-г’], [х-х’], а также свистящие звуки: [с-с’], [з-з’]. И если этих звуков в речи нет, либо они произносятся неправильно, это серьезный повод задуматься.

В 4-4,5 года дети должны четко и правильно произносить все свистящие [с-с’], [з-з’], шипящие [ш], [ж],[щ] и аффрикаты [ч], [ц].
К 5 годам ребенок овладевает произношением группы соноров: [л-л’],[р-р’].

В переходные возрастные периоды допустимы замены звуков на вновь освоенные: вместо слова «санки» - «шанки», «ложка»-«рожка» и т.д.

Также родителей интересует вопрос о том, что и как должен говорить ребенок

В 3-4 года словарный запас включает разные лексические темы, причем идет активное использование слов, обозначающих части и детали предметов, их особенности и свойства. Также развивается умение понимать обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, мебель и т. д.).

С трех лет у детей в активной речи появляется одно очень интересное свойство: словотворчество

Ребенок путем проб и ошибок ищет правильную форму слов («я весь взмокнул» - вспотел). Относиться к этому нужно как к этапу активного овладения грамматикой и подсказывать маленькому говоруну правильную форму слова.

В этот возрастной период у детей развивается диалогическая форма речи. Происходит это, как правило, через вопросы и ответы (беседа – отличный способ общения). В активной речи ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

В 4-5лет активный словарный запас у детей обогащен всеми частями речи: существительными, прилагательными, глаголами, наречиями

Вводятся в речь предлоги. Формируется умение образовывать форму множественного числа. Вводятся в речь слова – антонимы. Развивается умение детей рассказывать: описывать предмет или картину.

В 5-6 лет у детей должны быть сформированы все звуки речи, а также умение определять место звука в слове (из 3 – 4 звуков)

В активной речи отрабатывается умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательными. У детей в этом возрасте активно формируются все способы словообразования (хлебница, масленка) и словоизменения (медведь – медвежонок – медвежья).

Совершенствуется диалогическая и развивается монологическая формы речи, а так же интонационная выразительность речи. Ребенок в этом возрастном периоде должен уметь связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы, составлять рассказ по картинкам, придумывать свои концовки к сказкам и рассказам.

В 6-7 лет речь ребенка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат

Логопед в Красноярске

В речи активно используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Маленький говорун в 6 – 7 лет без труда составит описательный рассказ по картинке, рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ.

При правильной сформированности фонематического слуха, ребенок в этом в этом возрасте должен называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове, делить слова (с открытыми слогами) на слоги. Уметь составлять слова из слогов.

Десять простых советов логопеда родителям

Логопед в Красноярске

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?," вместо «Он играет?».

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.

Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день

Логопед в Красноярске

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить - «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».